|
Конструкция одноместного стола для работы с ПЭВМ или ВДТ
должна предусматривать:
- две раздельные поверхности - одна горизонтальная для размещения ПЭВМ
или ВДТ с плавной регулировкой по высоте в пределах 520-760 мм и вторая
- для клавиатуры с плавной регулировкой по высоте и углу наклона от
0 до 15 градусов с надежной фиксацией в оптимальном рабочем положении
(12 - 15 градусов), что способствует поддержанию правильной рабочей
позы учащихся, без резкого наклона головы вперед;
- ширину поверхности для ПЭВМ или ВДТ и клавиатуры - не менее 750 мм,
а при наличии принтера - 1200 мм;
- глубину каждой поверхности стола - не менее 550 мм;
- опору поверхностей стола на стояк, расположенный в центре; в стояке
должны проходить провода электропитания и кабель локальной сети с обеспечением
необходимых требований по электробезопасности, а основание стола совместить
с подставкой для ног;
- отсутствие ящиков.
Высота края стола, обращенного к работающему за ПЭВМ или ВДТ, а также
стула, должны приниматься в соответствии с ростом учащегося в обуви согласно
таблице 1.
Таблица 1. Рост учащегося, см Высота над полом, мм
стол пространство для ног, не менее стул
116-130 520 460 300
131-145 580 520 340
146-160 640 580 380
161-175 700 640 420
больше 175 760 700 460
Ширина и глубина пространства для ног под столом определяется
конструкцией стола. Допускается ситуация, при которой стол с ПЭВМ или
ВДТ опирается не на стояк, а на ножки, но при строгом соблюдении соответствия
его ростовым особенностям учащихся в обуви. При невозможности укомплектования
учебного помещения столами с регулировкой поверхностей по высоте для различных
ростовых групп учащихся поверхность стола над уровнем пола для клавиатуры
должна составлять 725 мм. При отсутствии стола с опорой на стояк и регулировкой
поверхностей по высоте для работы на ПЭВМ или ВДТ можно временно допустить:
- расположение клавиатуры на ученическом столе, а видеомонитор поставить
на подставке или подвесить на кронштейне за ученическим столом;
- расположение видеомонитора на двух ученических столах, составленных
вместе: на одном - видеомонитор, на другом - клавиатура.
Поверхности стола должны иметь цвет натуральной древесины.
Допускается бледно-голубой, бледно-зеленый или бледно-серый. Поверхности
стола должны быть матовыми.
При наличии высокого стола и стула, не соответствующих росту учащихся,
следует пользоваться подставкой для ног. Конструкция подставки: ширина
- 300 мм, длина - 400 мм, угол наклона опорной поверхности 20 градусов.
Подставка должна иметь регулировку по высоте в пределах 150 мм. Поверхность
подставки должна быть рифленой, по переднему краю - бортик высотой 10
мм. Столы с ПЭВМ или ВДТ должны быть снабжены стульями с подъемно-поворотными
и регулируемыми по высоте и углам наклона сиденьями и спинками, а также
с возможностью регулировки расстояния от спинки до переднего края сиденья.
При этом регулировка каждого параметра должна осуществляться раздельно,
без особых усилий и быть надежной. Поворот сиденья и спинки стула вокруг
оси должен быть в пределах ±180 градусов. Сиденья и спинки стульев должны
быть полумягкими, покрытыми воздухопроницаемым, неэлектризующимся и нескользящим
материалом, легко поддающимся очистке от загрязнения. Основные размеры
стула в зависимости от ростовых особенностей учащихся представлены в таблице
2.
Таблица 2. Параметры стула Рост учащихся в обуви, см
116-130 131-145 146-160 161-175 175
Высота сиденья над полом, мм 300 340 380 420 460
Ширина сиденья, не менее, мм 270 290 320 340 360
Глубина сиденья, мм 290 330 360 380 400
Высота нижнего края спинки над сиденьем, мм 130 150 160 170 190
Высота верхнего края спинки над сиденьем, мм 280 310 330 360 400
Высота линии прогиба спинки не менее, мм 170 190 200 210 220
Радиус изгиба переднего края сиденья, мм 20-50
Угол наклона сиденья, градусы 0-4
Угол наклона сиденья, градусы 95-108
Радиус спинки в плане, не менее, мм 300
Наличие столов и стульев в соответствии с ростовыми особенностями учащихся
способствует обеспечению правильной посадки и предупреждению отклонений
со стороны костно-мышечной системы.
|