Условия использования ВТ в сфере образования |
||||||
|
||||||
Методические рекомендации по оборудованию и использованию кабинетов информатики, классов с персональными электронно-вычислительными машинами или видеодисплейными терминалами в учебных заведениях системы общего среднего образования |
||||||
5. Гигиенические требования к помещениям с ПЭВМ или ВДТОчень важно, чтобы помещение для установки ПЭВМ или
ВДТ отвечало необходимым гигиеническим требованиям, соблюдение которых
способствовало бы оптимизации учебного процесса и сохранению здоровья.
Учебное помещение с ПЭВМ или ВДТ не должно располагаться в подвале и
цокольных этажах, но может находиться на любом этаже учебного здания.
план-карта с подробным описанием план Лаборантская должна быть оборудована рабочим столом (130 х 75), радиомонтажным столом с местным отсосом, тумбочкой для инструментов, шкафами (пристенными), стеллажом, сейфом. Лаборантская должна иметь естественное освещение, шторы на окнах или жалюзи. При входе в класс должны быть шкафы с полками для хранения портфелей, сумок. Шкафы могут быть встроенными или пристенными. Учебные помещения с ПЭВМ или ВДТ должны иметь естественное и искусственное освещение. Ориентация оконных проемов должна быть на С или С-В. Основной поток естественного света должен быть слева, допускается справа. Не допускается направление основного потока естественного света спереди и сзади. Для окраски стен следует применять краски холодных тонов: светло-зеленый, светло-голубой, светло-серый. Допускается окраска стен светло-бежевым, светло-желтым цветом или цветом слоновой кости. При этом поверхности стен должны быть матовыми. Для учебных помещений с ПЭВМ или ВДТ следует применять систему общего равномерного освещения, выполненную потолочными или подвесными люминесцентными светильниками, размещенными по потолку рядами в виде сплошных линий, с двух сторон от рабочего стола с ПЭВМ или ВДТ (см. схему). Экран монитора должен располагаться в зоне защитного
угла светильника и проекция его должна быть вне экрана видеомонитора.
Светильники не должны отражаться на экране ПЭВМ или ВДТ так же, как
оконные светопроемы. Освещенность на поверхности стола должна быть в
пределах 300 - 500 лк. Для освещения классной доски, если она имеется
в классе, должны применяться светильники серии ЛПО-125. Освещенность
классной доски должна быть 500 лк. Для учебных помещений с ПЭВМ или
ВДТ следует применять светильники серии ЛП036 с высокочастотными пускорегулируемыми
аппаратами (ВЧ ПРА). Можно допустить применение светильников без ВЧ
ПРА в модификации "кососвет". При отсутствии указанных светильников
допускается применение светильников с металлической экранирующей решеткой
и непрозрачными боковинами для общего освещения серий, преимущество
которых указывается в последовательности изложения: В качестве источников света рекомендуется использовать люминесцентные лампы мощностью 40 Вт, 58 Вт или энергоэкономичные мощностью 36 Вт типа ЛБ, ЛХБ как наиболее эффективные и приемлемые с точки зрения спектрального состава. Для обеспечения нормируемых значений освещенности в учебных помещениях с ПЭВМ или ВДТ следует проводить чистку стекол оконных рам и светильников не реже двух раз в год и осуществлять своевременную замену перегоревших ламп. К замене перегоревших ламп и чистке светильников учащиеся не должны привлекаться. Работа на ПЭВМ или ВДТ приводит к снижению концентрации кислорода, повышению озона, концентрации которого могут превышать предельно допустимые для атмосферного воздуха. Нарушается ионный состав воздуха. Установлено, что в учебном помещении без людей с включенными видеомониторами увеличивается количество отрицательных ионов пропорционально времени их включения, а при наличии людей происходит увеличение положительных ионов. При этом количество отрицательных и положительных ионов может значительно превышать допустимые величины, что способствует ухудшению самочувствия людей, появлению головной боли, снижению работоспособности и пр. (таблица 3). Таблица 3. Допустимые уровни ионизации воздуха по СанПиН
2.2.2. 542-96 Уровни Число ионов в 1 куб.см воздуха
Таблица 4. При отсутствии приточно-вытяжной вентиляции можно организовать кондиционирование воздуха с помощью бытовых кондиционеров. При этом необходим расчет устанавливаемых кондиционеров в зависимости от их производительности, количества теплоизбытков от машин, людей, солнечной радиации и источников искусственного освещения (расчет должен производиться инженером по вентиляции). Кондиционеры не должны создавать шум, превышающий нормируемые значения. Устанавливать кондиционеры следует в верхней части окна. Во время работы кондиционеров двери в учебное помещение должны быть закрыты. При отсутствии приточно-вытяжной вентиляции и кондиционеров необходимо организовывать проветривание (эффективно сквозное) на каждой перемене и в любую погоду. Если позволяют погодные условия, то занятия осуществляются при открытых фрамугах, створках оконных рам или окнах. Учебное помещение с ПЭВМ или ВДТ должно быть изолировано от помещений, в которых создаются повышенные уровни шума и вибрации (машинные залы, гимнастический зал, кабинет для музыкальных занятий, мастерские и пр.), а также располагаться вдали от уличных магистралей и улиц с большим транспортным движением (общегородская магистраль непрерывного и регулируемого движения, районная магистраль регулируемого движения, жилая улица и пр.). Уровень шума в учебных помещениях с ВДТ при неработающей вычислительной технике не должен превышать 40 дБА, а при работе систем воздушного отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха - 35 дБА. Во время учебных занятий шум не должен превышать 50 дБА (измерение параметров могут осуществлять Центры госсанэпиднадзора). В целях снижения шума в помещениях с ВДТ могут быть использованы высокоэффективные звукопоглощающие материалы с максимальным коэффициентом звукопоглощения в области частот 63-8000 Гц. Дополнительным звукопоглощением в помещениях с ПЭВМ или ВДТ могут служить плотные, тяжелые занавеси на окнах, подвешенные в складку на расстоянии 15-20 см от стены с оконными проемами. При этом ширина занавеси должна быть в два раза больше ширины оконного проема. Занавеси по цвету должны быть однотонными и гармонировать с окраской поверхностей интерьера учебного помещения. Гигиенические исследования, проведенные в учебных помещениях с ПЭВМ и ВДТ, в которых были использованы различные полимерные материалы, показали, что в воздух могут выделяться вредные химические вещества такие как фенол, формальдегид, хлористый винил, аммиак, толуол и пр., которые даже в концентрациях, не превышающих предельно допустимые величины, могут оказывать неблагоприятное воздействие на организм, снижая его работоспособность. С увеличением температуры воздуха миграция химических веществ в воздушную среду помещения увеличивается. При наличии в воздухе различных химических веществ ощущается неприятный запах неодинаковой степени выраженности. Концентрация этих веществ зависит не только от температуры воздушной среды помещения, но во многом определяется погодными условиями: температурой наружного воздуха, атмосферным давлением, скоростью и направлением ветра по отношению к оконным проемам помещения и др. Погодные условия определяют и работу вытяжной вентиляции с естественным побуждением, которая предусмотрена для обычных классных помещений. При наличии дождливой погоды воздушной инверсии, повышении температуры наружного воздуха работа вытяжной вентиляции ухудшается. По этим причинам для внутренней отделки интерьера помещений с ПЭВМ или ВДТ не разрешается применять синтетические материалы, выделяющие в воздух вредные химические вещества и соединения. К ним можно отнести древесно-стружечные плиты, слоистый бумажный пластик, моющие обои, рулонные синтетические ковровые покрытия и др. Отделка помещений при использовании полимерных материалов должна быть согласована с центрами санэпиднадзора. |
||||||
оглавление введеие страница 1 2 3 4 5 6 7 |
||||||