7. Гигиенические требования к организации режима
работы на ПЭВМ или ВДТ
Рациональный режим занятий с использованием ПЭВМ или
ВДТ предусматривает соблюдение регламентированной длительности непрерывной
работы на видеомониторе и перерывов, а также соблюдения профилактических
мероприятий, направленных на охрану здоровья учащихся.
Длительность работы на ПЭВМ или ВДТ во время учебных занятий при соблюдении
гигиенических требований к условиям, организации рабочего места и посадке
учащихся определяется возрастом учащихся, временем начала работы, длительностью
перемен, предшествующих занятиям с ПЭВМ или ВДТ, а также зависит от
их конструктивных особенностей. Непрерывная длительность работы учащихся
Х - XI классов на ПЭВМ или ВДТ при сдвоенных уроках не должна превышать
на первом часу учебных занятий 30 минут, на втором - 20 минут. Интервал
между работой на ПЭВМ или ВДТ на первом уроке и втором должен быть не
менее 20 минут, включая перемену, во время которой все учащиеся обязательно
должны выходить из класса, а класс должен быть хорошо проветрен в любую
погоду. Для учащихся VIII - Х классов длительность работы на ПЭВМ или
ВДТ не должна превышать 25 минут, VI - VII классов - 20 минут, П - V
классов - 15 минут, I классов (6 лет) - 10 минут. Работа на ПЭВМ или
ВДТ должна проводиться в свободном ритме и темпе, отвечающем индивидуальным
особенностям учащихся. Для учащихся VIII - XI классов должен проводиться
комплекс упражнений для глаз через 15-20 минут работы на ПЭВМ или ВДТ,
для остальных классов - после установленной длительности работы. Во
время уроков могут выполняться физкультпаузы целенаправленного действия
(см. СанПиН 2.2.2.542-96). Минимальная длительность перемен между уроками
должна быть не менее 10 минут. При занятиях в школе в одну смену для
старших школьников целесообразно устраивать после третьего-четвертого
уроков перерыв в 50-60 минут для приема пищи и отдыха. После такой перемены
улучшается функциональное состояние учащихся, приближаясь к дорабочему
уровню перед первым уроком учебных занятий. При производственном обучении
учащихся старших классов с использованием ПЭВМ или ВДТ в учебно-производственном
комбинате или других учебных учреждениях 50% времени следует отводить
на теоретические занятия и 50% времени на практические занятия. Режим
работы должен соответствовать требованиям с обязательным проведением
профилактических мероприятий. Общее время производственной практики
учащихся старших классов во внеучебное время с использованием ПЭВМ или
ВДТ должно быть ограничено для учащихся старше 16 лет тремя часами,
а для учащихся моложе 16 лет двумя часами в день. При этом обязательно
соблюдение режима работы с проведением профилактических мероприятий:
гимнастики для глаз через 20-25 минут и физических упражнений через
45 минут во время перемены (перерыва). Занятия в кружках с использованием
ПЭВМ или ВДТ должны организовываться не раньше, чем через 1 час после
окончания учебных занятий. Это время должно отводиться для отдыха и
приема пищи. Занятия в кружках с использованием ПЭВМ или ВДТ должны
проводиться не чаще 2-х раз в неделю общей продолжительностью: для учащихся
II - V классов ( 7-10 лет) не более 60 минут; для учащихся VI классов
и старше до 90 минут. Недопустимо отводить время всего занятия в кружке
для проведения компьютерных игр с навязанным ритмом. Разрешается их
проводить в конце занятия длительностью до 10 минут для учащихся II
- V классов и 15 минут - для более старших учащихся. Режим занятий в
кружке при работе на ПЭВМ или ВДТ должен соответствовать требованиям,
изложенным при организации учебных занятий с обязательным проведением
профилактических мероприятий (гимнастика для глаз, физкультпауза и физкультминутки).
Пренебрегать выполнением комплексов упражнений для глаз, физкультминутками
и физкультпаузами не следует, т. к. проведение их улучшает функциональное
состояние зрительного анализатора, центральной нервной, сердечно-сосудистой,
дыхательной, мышечной и др. систем организма, способствует ликвидации
застойных явлений в нижней половине тела и ног, образующихся при работе
в положении сидя, улучшает кровоснабжение мозга.
|