Современный период развития цивилизованного общества по праву называют
этапом информатизации. Информатизация общества - это глобальный социально-экономический
процесс, характеризующийся интенсивным производством и использованием
информации в качестве общественного продукта, обеспечивающего интенсификацию
всех сфер экономики, ускорение научно-технического прогресса, интеллектуализацию
всех видов человеческой деятельности, интенсификацию процессов обучения
и подготовки кадров, развитие творческого потенциала членов общества
и, как следствие этого, демократизацию общества, повышение уровня
благосостояния народа. Информатизация общества предполагает всестороннее
и массовое внедрение методов и средств сбора, обработки, передачи,
архивного хранения больших объемов информации на базе средств микропроцессорной
и вычислительной техники, средств информационных технологий, а также
разнообразных средств передачи информации, включая телекоммуникационные
сети и спутниковую связь.
Одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного
общества является информатизация образования, обеспечивающая широкое
внедрение в практику психолого-педагогических разработок, направленных
на интенсификацию процесса обучения, реализацию идей развивающего
обучения, совершенствование форм и методов организации учебного процесса,
обеспечивающих переход от механического усвоения фактологических знаний
к овладению умением самостоятельно приобретать новые знания. Реализация
идей информатизации образования возможна в условиях использования
в сфере образования перспективных моделей ПЭВМ, обеспечивающих, во-первых,
знакомство учащихся с современными базами данных, базами знаний, с
инструментарием технологии мультимедиа, с прикладными программными
средствами и системами, требующими работы с большим объемом информации
как постоянно хранимой (накопитель на оптическом диске), так и сменной
(например, "винчестер" большой емкости), и работы в операционной
среде на каждом рабочем месте. Во-вторых, обеспечивающих работу со
специальным периферийным оборудованием (блоки АЦП и ЦАП для персональной
компьютерной лаборатории, учебные роботы и обрабатывающие комплексы
для профессионального обучения и т.д.), функционирующем на базе средств
информационных технологий. В-третьих, обеспечивающих использование
средств телекоммуникаций на уровне синтеза компьютерных сетей и средств
телефонной, телевизионной, спутниковой связи, для информационного
взаимодействия и информационного обеспечения как отдельных пользователей,
так и учебных заведений.